Велопутешествие по Прибалтике, 2015: Эстония

DCIM100GOPRO

Итак мы в Эстонии. Это самая маленькая страна Прибалтики. Наши отчеты по  Калининградской области, Литве и Латвии можно почитать здесьздесь и здесь.

29 июля: Икла – Пярну

84 км

Ночью начал моросить дождь. Вообще практически всю Эстония можно охарактеризовать для нас одним словом – дождь.. погода установилась “мурманская”. Промозгло, всего +15. Приготовили завтрак под тентом в палатке, т.к. дождь заметно усилился. Дождались мороси, собрались и покатили. Путь пролегал по второстепенным дорогам, вдоль основного шоссе, несмотря на дождь, ехать было приятно. Дима стал учиться ездить без рук, удивительно, но стало удаваться.

Примерно через 20 км выехали на трассу до Пярну. Оказалось, что ехать нам еще примерно 60 км, хорошо, что трафик небольшой. По пути увидеть симпатичный кемпинг, решили остановиться и пообедать в этой “шишке”.

DCIM100GOPRO

Из дома рядом выбежал пацаненок лет 6, забежал за кусты и выехал оттуда на крутом маленьком квадроцикле. Чтоб нам так жить в детстве, подумали мы))
Но за ним выбежал второй, сел на маленький эндуро-мотоцикл и поехал вслед за ним. Даааа))
Послеобеда покрутили дальше, ехать по прямой было утомительно скучно, но вышло солнце, и мы стали просыхать.

В Пярну въехали около 17:30 и приехали сразу на набережную.

DCIM100GOPRO

Возле красивого отеля увидеть, как семья садиться в вертолет и улетает. Такое обычное дело 🙂

PNV_0233

Вообще, удивительно Эстония, по сравнению, с другими странами Прибалтики выглядит менее ухоженной, с большим количеством недостроев советского типа. А вот видно население живет лучше.

На побережье снова множество кайтеров, многие пытаются купаться в море. Познакомились с дедушкой, который предостерег нас оставлять велики без присмотра, объясняя большой безработицей..

DCIM100GOPRO

Проехались в итоге по центру города, посмотрели народные танцы эстонских бабушек. Тем временем вечерело, закупились едой и водой и поехали искать ночевку. Дима сказал, что через 8 км будет некое место “Белый пляж”. Отлично, подумала я, будет ночевать на берегу моря! Но этот “пляж” оказался” гольф-клубом 🙂

PNV_0246

Но зато здесь рядом был симпатичный лес с земляничной полянкой.

DCIM100GOPRO

Гольфисты уже заканчивали свои тренировки, а мы ставили палатку.

PNV_0257

PNV_0261

Насладились прекрасным ужином с баночкой Irish stout, отметив пройденную 1000 км!

30 июля: Гольф-клуб – Lihula

60 км

Утром снова шел дождь. Мы лежали в палатке и слушали, как он барабанит по тенту. За завтраком началась гроза.

PNV_0271

Решили переждать в палатке самые сильные заряды: почитали книжки.

DCIM100GOPRO

Собрали вещи так, чтобы не замочить все, успешно.

Мы снова ехали параллельно трассе, снимали видео. И через 6-7 км, когда выехали все таки на шоссе, дождь закончился. Вокруг луга и поля.Так и приехали в город Lopa. Купили в местном магазинчике к обеду дыню на пробу. Снова моросил дождь, а потом заканчивался. Пообедали под крышей какого-то деревенского ДК. А послеобеда свернули наконец на грунт. Заехали по дороге в дом бывшего помещика.

Спустя пару часов на трассе встретили велопутешественника из Португалии, который ехал уже 5 месяцев, и впереди у него было еще много стран.

DCIM100GOPRO

Подарили значок, обменялись контактами. Наконец-то мы высохли полностью и приехали в город Lihula. Посмотрели развалины старого замка и две церкви.

А к вечеру, выехав из города, в поле у леса нашли место под палатку. правда снова шел дождь, поэтому быстро развернули лагерь, поужинали и читали, надеясь, что завтра будет солнце!

31 июля: Lihula – Rizipere

61 км

Утром мы было обрадовались – на небе солнце! Но спустя час езды снова набежали тучи и пошел этот несчастный дождь. Конечно несчастные были мы, т.к. на нашу беду начался и ремонт дороги. А в Эстонии это видимо, как у нас в России: все покрытие сняли, новое не положили, либо частично, и кругом сплошная грязь.

DCIM100GOPRO

После него мы стали похожи на чумазых велосипедистов, грязь и глина были везде. В тот момент мы порадовались вновь дождю, который смыл с нас сильную грязь. Так и ехали, то мокли, то сохли.
Но спустя пару часов попали в очень сильный ливень. Решили заехать под остановку, переждать. Вроде утих, и Дима решил ехать дальше. А зря, дождь пошел с такой силой, что я под таким не ездила никогда. Он колотил по рукам, дороги впереди совсем не было видно, но останавливаться не хотелось, все равно уже насквозь мокрые. При этом я ехала в шортах, а на улице похолодало. Автомобилисты наверно нас жалели, зрелище было то еще.

Наконец дождь перешел в морось, а потом показалось и солнце.

PNV_0275

PNV_0274

PNV_0289

PNV_0302

Проехали по красивому старинному мосту с брусчаткой.

DCIM100GOPRO

А потом мне стало тяжело ехать, км 8 я мучалась, пока Дима не увидел, что переднее колесо спущено 🙂 Поменяли камеру, но на старой дыру не нашли. Так и приехали в Risti, где решили пообедать солянкой в придорожной кафешке и просохнуть немного.

По пути дальше встретили пару – Франция и Австралия, они ехали по велодорожке на прокатных великах. Один из них был Cube.

Мы тоже решили прокатиться по ней, это бывшая жд дорога, которая идет до города Turba. Там посмотрели дом 1904 года, очень старую башню с аистами на крыше и ободрали вишню с зеленым горошком.

PNV_0305

PNV_0313

На ночевку встали непоздно, грелись ликером Вана Таллин. Тут нас стала подводить горелка, которая очень плохо горела. Но не умирала совсем, в итоге еду готовили намного дольше обычного. Еще очень сложно купить по дороге газ в маленьких городках. Рассуждали, что Эстония холодная страна 🙂

1 августа: Рейзепи – Клоогаранд

75 км

Проснулись рано, снова шел дождь, ну неудивительно, мы привыкли. Завтрак приготовили в предбаннике. Но все равно попытка переждать дождь не увенчалась успехом, собрали палатку, она даже намокла. Выехали только около 12, по трассе. До ехали до раллийного и карт-центра. Но дождь все еще шел и настроения кататься там совсем не было, да и дорого, 13 евро с чел за 8 мин. Решили ехать дальше.

Свернули с трассы на грунт, где увидели замок с небольшим парком и статуей.

DCIM100GOPRO

Снова асфальт, дорога стала более узкой, но симпатичной. Кругом лес, небольшой трафик. Наконец, вышло солнце! По дорог пофотографировали мызу – усадьбу старинную. Тут мы безумно радовались теплу!

Тем временем съехали на проселочную дорогу, в местном магазинчике перекусили бананами. Через некоторое время встретили готический замок, после которого путь уже пролегал по грунтовке. Так и добрались до города Клоога. До Палдиски – города, где родился Дима, всего 12 км. Нажали на педали, завернули за “угол” и подул такой встречный ветер, да еще и в лицо конечно, что скорость наша заметно снизилась. Тем не менее обогнали группу велосипедистов преклонного возраста 🙂 А еще через несколько минут еще двоих, отдыхающих на скамейке, видимо от этого самого ветра.

Спустя только час мы, наконец, увидели Палдиски, город Диминого детства.

DCIM100GOPRO

На въезде встречает порт с огромными цистернами.

PNV_0329

Все здесь для него поменялось: дома, улицы, магазины. Но без труда он нашел универмаг, который чуть не оттяпал ему палец. Нашел и дом, в котором они жили, точнее гостиницу.

DCIM100GOPRO

Палдиски – очень милый, небольшой городок. Эстонцев здесь меньшинство, это чувствуется, кругом русская речь. Неудивительно, ведь во времена СССР здесь была крупная военная база. В 1962 году в Палдиски открылся учебный центр атомного подводного флота СССР. Здесь было установлено два наземных атомных реактора. Это был крупнейший учебный центр такого рода в Советском Союзе. Из-за его значимости весь город был огорожен колючей проволокой до августа 1994 года, когда Палдиски покинул последний российский военный корабль. Также учебный центр обладал уникальным тренажёром для подготовки экипажей атомных подводных лодок. Здесь тренировался и Димин папа.

Мы хотели туда пробраться, посмотреть каменные саркофаги, но кругом закрытая зона, уже военные НАТО, поэтому не вышло. Мы закупились на обед и накрыли “стол” на полянке” в ложбинке у Финского залива.

PNV_0333

Послеобеда путь наш пролегал вдоль обрывистого берега, вот зачем нужно сюда ехать! Это ландшафтный заказник островов Пакри.

PNV_0392

Вообще Северная Эстония самая красивая! Это впечатляет, будто едешь по Ирландии или Исландии. Море штормило и открывался чудесный вид.

PNV_0340

PNV_0345

Высота берега около 20 м, и на срезе были четко выделены разные породы.

PNV_0375

На берегу стоит маяк, уже не действующий, но теперь музей. Оставили велы и полезли наверх. Много ступенек – зато какой вид! Наверху обнаружили базовую станция мобильной связи)

DCIM100GOPRO

Вдали море, дорога, а с другой стороны – ветряки. Их здесь очень много. Энергия!

PNV_0358

PNV_0353

PNV_0364

Дальше асфальт заканчивался и начиналась грунтовка с ямами. Машины сюда уже не заезжали, а для нас самое то. Мы ехали по лесу, иногда под ветряками.

DCIM100GOPRO

Они наводили страх, но в то же время трепет, незабываемые впечатления. Угодили конечно в грязь после дождей и, немного заплутав, выехали на асфальт.

Приехали на пляж Клоогаранд около 21. Как раз попали на чудесный закат!

PNV_0394

PNV_0404

С другой стороны залива были те самые ветряки, и мы не могли поверить, что днем мы там проезжали.

PNV_0400

PNV_0413

PNV_0417

PNV_0434

PNV_0444

Место под палатку искали долго, т.к. в песке были много муравьев. На следующий день у нас была тут дневка, поэтому хотелось ощутить все прелести. Наконец, нашли укромное место от ветра и муравьев, между буграми и легли спать.

PNV_0475

PNV_0458

2 августа: Дневка в Клооганаде

Ну что тут можно написать, мы отдыхали, отдыхали и еще раз отдыхали 🙂 Яркого солнца не было, но было достижением уже то, что не было дождя! Из-за прохладного ветра я не сильно позагорала, но зато повалялась на песке. Дима купался. Читали книжки и смотрели на море.

DCIM100GOPRO

Немного истории: пик популярности пляжа Клоога пришёлся на поздний советский период. Летом 1960 года сюда была проложена ветка железной дороги и построен современный перрон. Посёлок Клоогаранна быстро стал популярным местом отдыха, в пиковые дни сюда прибывали десятки электричек, состоящие из десяти, а то и двенадцати вагонов. На пляже была создана отличная инфраструктура. На территории пляжа были сооружены детские городки, оборудованы спортивные площадки и установлены аттракционы.

PNV_0506

После развала Советского Союза популярность пляжа Клоога сошла на нет. В течение нескольких лет от былого благополучия здесь не осталось и следа. Количество прибывающих в посёлок электричек сократилось до нескольких составов в сутки.

PNV_0509

И это очень заметно, теперь это дикий пляж. Но с чудесными закатами.

PNV_0553

PNV_0561

3 августа: Клоогаранд – Таллин

От Клооганада до Таллина примерно 40 км. Выехали мы с утра, сначала поехав по трассе. Наконец была отличная погода, как жаль, что только сейчас! Кругом поля, много велосипедистов, вообще уже чувствовалась близость столицы.

Заехали к красивому водопаду, здесь раньше была деревянная ГЭС.

PNV_0568

PNV_0573

PNV_0576

PNV_0577

Мы заезжали в небольшие деревеньки, даже поехали снова к берегу залива в надежде увидеть красивый маяк. Но на его месте уже располагается поселок, маяка нет.

PNV_0582

PNV_0586

Где-то за 15 км до Таллина начинается велодорожка, по которой мы и покатили. Было приятно ехать , но немного грустно, наше путешествие заканчивалось. В Таллине у нас был уже забронирован номер в бюджетном отеле. К слову сказать, жилье в целом в Прибалтике недешевое.

На подъезде к городу встретили велотуристов из Германии, но они не были сильно разговорчивы.

DCIM100GOPRO

Приехали мы послеобеда, заселились недалеко от Старого города. Но погулять вечером пошли по окрестностям.

4 августа: Таллин

Эстонская столица, без преувеличения, одна из жемчужин Балтики. Очень много сохранившихся старинных памятников архитектуры. Старый город внесен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия.

Коротко напишу, что по-нашему мнению стоит посмотреть точно:

Старый Таллин начинается с ворот Виру.

PNV_0588

За ними находится Дворик мастеров, где одетые в средневековые одежды они торгуют сувенирами.

PNV_0591

PNV_0599

Здесь выступают и уличные музыканты.

PNV_0605

Сердце это Ратушная площадь с Таллинской ратушей, на которую нужно взобраться, чтобы увидеть город.

PNV_0608

PNV_0613

PNV_0620

PNV_0626

Церковь Святого Духа сохранилась в неизменном виде с 16 века. Готическая церковь Св. Олафа долгое время была самой высокой в Европе, шпиль высотой 159 м. И вот здесь и находится самая крутая смотровая площадка. За 2 евро с чел. вы увидите весь город как на ладони! Подниматься правда пешком, но крутым многочисленным лесенкам, но оно того стоит 🙂

PNV_0648

PNV_0651

PNV_0652

PNV_0653

PNV_0657

PNV_0663

PNV_0666

PNV_0672

Очень крутой Эстонский морской музей, с отличной экспозицией в четыре этажа крепостной башни, получившей название Толстая Маргарита. Она 25 м в диаметре и 20 м в высоту. Н вершине тоже смотровая, отсюда хорошо виден порт.

PNV_0643

PNV_0639

Лучше гулять пешком, чтобы ничего не пропустить: Дом Черноголовых, Девичью башню, Сад датского короля, Кик-ин-де-Кек, Замок Тоомпеа, кафедральный собор Св. Александра Невского и Домский собор.

PNV_0718

PNV_0727

PNV_0734

PNV_0746

Конечно мы нашли почту и отправили открытки друзьям.

PNV_0750

А вообще в Таллине очень много смотровых, виды восхитительны.

PNV_0764

PNV_0766

Я, кстати, нашла свое кафе 🙂

PNV_0777

А на ратушной площади мы встретили героев Орла и решки.

PNV_0803

Квартал Роттерманна – еще одно интересное место. Это бывшая промзона, а в 1990-х годах ее реконструировали и сейчас это популярное тур место.

5 августа: Эстонский музей под открытым небом

Он заслуживает половины дня. На площади 79 га, в соответствии с историческим делением Эстонии, здесь можно ознакомиться с народной культурой, архитектурой и ремеслами. В эскпозиции 70 строений, свезенных со всех концов страны.

PNV_0812

PNV_0813

Музей открыт каждый день (кроме 24.06 и 24,25 и 31.12).

Здесь можно увидеть Западную Эстонию: хутора и дворы, часовню и ветряк. Северную Эстонию: хутора, сараи, водяную мельницу, школу из деревни, корчму, пожарный сарай. Острова: хутора, дом сезонных рыбаков, ветряки. И Южную Эстонию: дом рыбака-старовера, хутора, мельницу.

PNV_0815

PNV_0819

PNV_0822

Нам дали карту и дальше мы сами выбирали маршрут, как пойти. Мы выбрали непопулярный-по часовой стрелке. В каждый дом можно зайти, там встречают люди, одетые по старым обычаям. Они пекут хлеб, занимаются рукоделием.

PNV_0826

PNV_0828

PNV_0829

PNV_0832

PNV_0833

PNV_0836

Все с удовольствием рассказывают о быте тех времен.

PNV_0841

PNV_0859

PNV_0870

PNV_0872

PNV_0879

PNV_0894

PNV_0897

PNV_0901

Вообщем это очень здорово!

Вернувшись в отель, передохнули и уже исследовали другой район. Вдали от центра находится прекрасный  парк Кадриорг. Мы жили неподалеку, вечером взяли велики и в удовольствием здесь покатались! Парк был заложен по воле Петра I. Здесь сохранился и домик Петра. Есть художественный музей и музей зарубежного искусства.

DCIM100GOPRO

Стоит пересечь парк и выйти к морю, откуда открывается вид на пассажирский порт Таллина. На берегу стоит памятник броненосцу береговой обороны “Русалка”. Вдоль набережной проходит велодорожка, где все бегают и ездят на велах.

6 августа: паром Таллин – Хельсинки.

Рано утром у нас уже был паром, который доставил нас в Хельсинки.

PNV_0908

Интересно было заезжать туда, вместе с автомобилями, только на велосипеде. Пристегивать велосипеды внизу и подниматься на палубу. У нас были билеты без места в каюте. т.к. ехать всего 2 часа, точнее плыть. Погода была пасмурная, а в море вообще непогода. Поэтому мы побыли на палубе только вначале, а потом спрятались внутри. Погуляли по 3-м этажа парома: кафе, магазины. И немного поспали на диванчике 🙂

PNV_0911

В начале девятого утра мы уже были в Хельсинки- столице Финляндии.

DCIM100GOPRO

Здесь мы жили к самом центре, в квартире подруги Диминого брата. Они же сами летом уезжали на дачу и жили там. Дача находилась всего в 20-25 минутах езды от центра, что очень удобно.

В целом Хельсинки небольшой город, но милый, со множеством брусчатки и горками. Мы наконец радовались им, после прямой и плоской Прибалтики.

PNV_0929

PNV_0933

PNV_0936

DCIM100GOPRO

Проезд здесь очень дорогой, поэтому велосипеды повсюду. Впервые мы постояли в велопробках, у спец светофорах. Ведоророжки везде, приятного посмотреть! Финны ездят в любую погоду.

PNV_0913

PNV_0914

PNV_0975

PNV_1003

Все наши дороги правда сводились к центру города, жд вокзалу.

PNV_0915

PNV_0918

PNV_0922

PNV_0923

Где мы в первый день прибывания пытались оплатить велосипеды как багаж. Предварительно у нас были куплены билеты на поезд Хельсинки-Питер Allegro. Кассир нас убеждала оплатить велосипеды по цене за место. Но мы были в шоке, цена на билет немаленькая (около 7000 р за двоих) и платить вдвойне не хотелось.

Мы навернули еще круг по городу и, вернувшись, к вокзалу увидели стоящий на перроне поезд. Решили подъехать и спросить проводника. В итоге нас успокоили, сказав, что провоз велосипедов бесплатен, главное в чехлах.

PNV_0958

PNV_0959

PNV_0961

PNV_0971

PNV_0972

PNV_0973

Путеводители по городу не нужны,все понятно. Впечатлила церковь в скале, проход абсолютно бесплатен. Внутри орган и естественное освещение.

PNV_0940

PNV_0948

PNV_0955

В остальном мы не стали ходить по музеям, а просто наслаждались. Вечером мы поехали на дачу к подруге брата. У них небольшой домик в большом садоводстве. Семья из пятерых человек. Вероника – афроамериканка, но русская, родившаяся в Астрахани 🙂 Ее муж финн, дети, двое мальчиков живут с ними, а девочка уже отдельно. Очень веселые и приятные, мы ели натуральные продукты и болтали. А вечером вернувшись в город покатались вечерними улицами часов до 2-х.

7 августа: Хельсинки – Санкт-Петербург

На следующий день мы еще погуляли по городу, а вечером уже был поезд. На перрон нас пришла проводить Вероника. Пустой поезд уже стоял, и Дима со своим велом вошел внутрь, нажав на кнопку открытия двери. Дверь закрылась и уже не открывалась. Прибежал мужчин с рацией и стал говорить, что так нельзя, что поезд этого едет в депо, а наш другой. Потом прибежала еще девушка и наконец смогла вызволить Диму 🙂 Было нервно))

PNV_0008 2

Мы выпили по бокалу пива, попрощались и с комфортом поехали. Поезд мега-крутой, сидячие удобные места, вода, интернет. Несколько часов пронеслись незаметно и к ночи уже были на вокзале, где нам встретила подруга и увезла ночевать к себе.

PNV_0005 2

8 августа мы погуляли по жаркому Питеру, установилась погода, а вечером садились под дождик в душным поезд Санкт-Петербург-Мурманск. После финского это были небо и земля, но мы ели, спали и отдыха, переваривая 30-дневные впечатления!

DCIM101GOPRO

Путешествуйте на велосипеде: это бюджетнее и интереснее!