Куцколь

п. Верхнетуломский – п. Куцколь – Оленегорск

23-24 июня 2012 г.

Участники: Петр Лисовцов (ghost_51), Леонид Чудецкий

Очень давно хотелось пройти по данному маршруту,  и вот ровно в пятилетие темы посвященной данному маршруту, поход состоялся. Маршрут решили проходить с одной ночевкой, поэтому выезд назначили на субботу. В 10 часов утра мы с Леонидом погрузили байки на машину и выдвинулись в направлении поселка Верхнетуломского. Там выгрузились, закупили недостающие продукты и в 12-40 выдвинулись по маршруту. Надо сказать что с погодой нам очень повезло, дождя не было, припекало солнце и практически весь маршрут я проехал в джерси и велотрусах. К половине четвертого доехали до озера Марфа, где вскипятили чай и перекусили. Дальше случилась первая неприятность – на спуске я услышал звонкий удар в подвеске и остановился. Осмотр велосипеда показал, что каким-то образом открутился и улетел в неизвестном направлении переключатель пропедала на заднем амортизаторе, попытались найти, но не смогли. В начале седьмого прибыли к первому броду – реке Коньей, таким образом самый легкий участок пути протяженностью 58 км был пройден. Уровень воды в реке оказалось чуть ниже пояса и мы за одну ходку преодолели брод. Отъехав на пару километров от реки  возле небольшого ручья сделали привал и  решили перекусить, а нами решили перекусить комары заодно напомнив нам о том что мы забыли спрей от комаров. Около девяти подъехали к реке Печа, опять разведка, на этот раз , несмотря на сильное течение Лёня решил героически перейти реку за одну ходку, но на середине реки его пришлось ловить и отобрать у него велосипед, иначе его могло унести вместе с велосипедом. После благополучного спасения пришлось возвращаться за своим велосипедом. За печей нас ожидал первый сюрприз в болотине был свежий, еще не затекший отпечаток медвежьей лапы. Из кружки и карабина смастерили погремушку и закрепив её на рюкзаке поехали дальше. Дорога сильно ухудшилась появилось огромное количество луж, грунт стал вязкий, колеса проваливались, даже с горок скорость не переваливала за 20 км в час. Попадалось много зверья, зайцы  белки, куропатки, дорогу перебежала куница хотя может это и ласка была, кто его знает, настораживало другое – огромное количество медвежьих следов, причем некоторые из ниж явно свежие. Так покрикивая и громко разговаривая к часу ночи мы добрели до какой-то речки, где решили встать на ночевку, до Куцколя нам оставалось чуть больше 15 км.

Утром поднялись в начале девятого, приготовили поесть и после десяти двинули в направлении Куцколя. Дорога стала еще хуже, местами ехать было невозможно и мы шли пешком. К 12 подползли к Куцколю, где в лагере геологов в полевой кухне нас напоили чаем. За чаем повариха геологоразведочной экспедиции рассказали нам что стоят они здесь уже месяц, а когда узнали куда мы едем посочувствовали нам и сказали что их дорога до Куцколя заняла 7 часов, и это на Урале с колесной формулой 6х6. Перекусив, и немного отдохнув, мы уже замученные двинули в направлении Оленегорска.
От Куцколя, пошла вполне проезжабельная дорога, правда примерно через пару километров, она превратилась в танкодром с огромным количеством камней, где болотистые участки преобладали количеством над сухими. Ехать было можно только местами и то недолго. После брода через ручей впадающий в Кашкозеро, мы как-то дорогу вообще потеряли, точнее она была справа от нас и представляла нагромождение камней и бревен, составляющих ранее покрытие этой дороги. Попрыгав метров 200 по камням, вышли на дорогу, точнее сплошное болото, перепаханное вездеходной техникой. К довершению всего возле одного из ручьев в 30 метрах максимум увидели медведя, который перескочил через дорогу и убежал в лес. В следующий раз дорогу потеряли уже возле отвалов Оленегорского карьера, она была просто завалена огромными камнями, некоторые из которых были размером с легковушку, опять пришлось идти напрямую через лес и болото. В начале первого ночи выбрались на трассу, где нас подобрала приехавшая за нами машина.

В общем маршрутец тот-еще, в конце июля августе когда количество воды уменьшится он будет чуть полегче, но незначительно. Если увеличить маршрут до 3-х ходовых дней, тогда будет легче.